Ads

Предложения

Titulo

Китайские имена в современном искусстве


Китайское современное искусство — тонкий симбиоз мистического наследия восточного традиционного творчества и ультрасовременного понимания проблем социальных, экономических и личностных. 

Текст: Катерина Бабкина

После 50 лет коммунистического давления, когда все способы самовыражения вынуждены были подстраиваться под партийную идеологию, в 90-х начали появляться новые течения, определившие китайское современное искусство наравне с жизненными реалиями. Ведь на художников не могли не повлиять экономические явления и стихийные бедствия.


Стремительная урбанизация и потерянность целого поколения, лишенного корней и не нашедшего новых, оторванность от мира и стремление с ним воссоединиться, массовый приток в Китай мощных производств, особенно в сфере текстиля и легкой промышленности, который фактически превратил внушительную часть населения страны в необразованную рабски дешевую рабочую силу. 

Тогда возникли циничный реализм, политический поп-арт, соц-арт и много других течений, которые может объединить разве что то, что они не создают новых реальностей, а активно высказываются о реальности существующей, шокирующей, взаимодействуют с ней и являются ее живой частью (иногда в самом прямом смысле, как например инсталляция Чжан Хуаня «Тоннель надежды»).


Несмотря на специфику взаимодействия социально-агрессивных художников и властей (в Китае, например, до сих пор всякая публичная деятельность должна быть детально согласована и разрешена правительством), с двухтысячных именно китайское правительство начало активно поддерживать современное искусство. Так, на государственном уровне в начале тысячелетия были организованы специальные китайские залы на бьеннале в Сан-Паоло, Венеции, а в Берлине в музее современного искусства прошла первая в Европе мастштабная выставка, которую курировало Министерство культуры КНР.
Нюансы:
Многие современные китайские художники живут, жили или учились в Европе или Америке, и это формирует их ни с чем не сравнимый аналитический и глубоко ориентированный на общественные проблемы стиль. 
Кстати, во многом именно благодаря китайскому рынку современного искусства быстро восстановился мировой арт-рынок после финансового кризиса 2008 года: тогда на Китай приходилось более трети оборота всех аукционных денег. Сейчас в Пекине расположен третий после Christie и Sotheby’s аукционный дом Poly international, более того, из десяти крупнейших мировых аукционных домов семь — китайские.

Ай Вэйвей

Ведущий китайский художник, работающий в жанрах скульптуры, инсталляции, фото и видео Ай Вэйвэй является также диссидентом и бывшим политзаключенным, социальным, политическим и культурным критиком и одним из разработчиков известного Птичьего гнезда — главной арены Олимпийских игр 2008 в Бейджине.


В рейтинге влиятельных персон мира современного искусства журнала «ArtReview» за 2011 год Ай Вэйвэй занял первое место, а по версии журнала Time он занимает 24 строчку в списке самых влиятельных людей в мире. 

Ай Вэйвэй родился в конце 50-х в Пекине в семье преследуемого властью выдающегося поэта. В Китае он изучал анимацию, однако в начале 80-х бежал в США из-за политических преследований. Вернувшись в 90-х из-за болезни отца, художник какое-то время успешно работал в Китае. Однако в 2008 году, после того как предпринял собственное расследование Сычуанского землетрясения и опубликовал сведения о коррупции в строительном бизнесе, вследствие которого в первые минуты рухнули десятки плохо построенных школ, он был сначала избит, потом ему запретили покидать Китай, а его мастерская в Шанхае была снесена.


В 2011-м художник пытался выехать в Берлин, но был арестован перед посадкой в самолет. На протяжении нескольких лет вся мировая общественность давила на китайское правительство с требованиями освободить Ай Вэйвэя. Его публично поддержали писатель Салман Рушди, Демиен Херст, скульпторы Энтони Гормли и Аниш Капур, музей Гуггенхайма и Нью-Йоркский музей современного искусства, фонд Энди Уорхола и еще многие ведущие деятели и организации всего мира.


Широко известна акция «1001 стул для Ай Вэйвэя» – пустые стулья, символизирующие отсутствие художника, появлялись на открытиях мировых кинофестивалей и мероприятий в сфере искусства, а в Нью-Йорке, Стокгольме, Лондоне, Париже, Берлине, Москве и других столицах люди приносили стулья к посольству Китая и молча сидели на них в течение часа. На улицах Гонконга начались массовые протесты в поддержку Ай Вэйвэя. Желая сохранить лицо, правительство отпустило художника по состоянию здоровья как признавшего свою вину.


Творчество Ай Вэйвэя опирается на утопические амбиции конструктивизма. Это политические произведения, критикующие систему и изменения, происходящие в Китае. Он использует традиционную китайскую культуру в провокационной манере (так, он превратил древнюю бесценную вазу в арт-объект, нарисовав на ней логотип кока-колы).

Он часто использует керамику как ведущее традиционное китайское искусство, однако, иногда он творит в прямом смысле человеческими жизнями. Так, его работа «Сказка», которую можно было увидеть и в Украине — это настоящее путешествие тысячи малоимущих китайцев из Китая в Кассель за счет художника, которое он задокументировал. Для участников это был единственный шанс увидеть Европу и сказочное воплощение их несбыточной мечты.


Чао Фей

Чао Фей родилась в семидесятых. Она принадлежит другому поколению художников — не травмированных Культурной революцией, более свободных, но более потерянных, людей без личного пространства, которого лишили их стремительная урбанизация и рост промышленности в стране. Она известна своими мультимедийными инсталляциями и видео-работами и уже признана одной из ведущих художниц Китая, а ее работы отражают стремительные и хаотичные изменения, происходящие сегодня в местном обществе. Собственно, она как раз из тех, кто сделал современное китайское искусство феноменом мирового масштаба.


Ее работы — это почти всегда результат активного взаимодействия со средой и людьми. Один из самых известных проектов Чао Фей – COSPlayers, в котором она фотографирует подростков, стремящихся обрести новую личность в перевоплощении в героев любимых аниме-мультфильмов. Они одеваются в костюмы, тщательно гримируются и разыгрывают между собой сцены — это помогает им защититься от унифицирующего мира взрослых и сохранить индивидуальность, которой лишает урбанизация и слишком быстрый темп жизни.


Их навязчивая идентификация с несуществующими персонажами поднимает целый пласт социальных и индивидуальных вопросов. Чао Фей, фотографирующая и снимающая их на фоне городских пейзажей, среди обычных людей и друг с другом, в костюмах и потом без, ставит в конце этих вопросительных предложений жирные соответствующие знаки.


Чень Чжень

Чень Чжень — один из пионеров жанра инсталляции в Китае. Он был одновременно одним из первых китайских художников-авангардистов, изучавших искусство за рубежом. Обучение в École nationale supérieure des Beaux-Arts в Париже, куда он переехал по политическим причинам, придала ему особенный почерк — то самое сплетение Востока и Запада, замешанное на осмыслении социальных проблем через лично пережитые трагедии.


Первые инсталляции, ставшие и оставшиеся самыми известными, он создавал из найденных или приобретенных дешево предметов быта, которые собирал в причудливые комбинации или, наоборот, бросал в хаосе, будто люди, только что бывшие здесь, вышли и оставили свою жизнь на обозрение посетителей выставки. До преждевременной смерти он вышел на свою линию технологии — оставляя предметы и жилые комнаты, он позволял им естественным путем покрываться землей, глиной и пылью, воссоздавая процесс, противоположный археологическим раскопкам, процесс, противоположный подглядыванию — скрывание чужой жизни за слоями времени и опустошения.


Интересно, что имя Чень Чжень носит также герой современного китайского эпоса — мастер боевых искусств, созданный гонконгским писателем Ни Гуаном и перекочевавший из литературы в боевики, которым нет числа. На экране его изображали такие мастера, как Брюс Ли, Джет Ли и Донни Йен.


Ян Фудун

Автор наиболее красивых произведений независимого китайского кинематографа за последние десять лет и икона восточного арт-хауса, Ян Фудун тоже из поколения 70-х. Его изысканные черно-белые, снятые на пленку 35 мм, работы вызывают чувство анахронизма, сочетая лиризм китайской живописи с суровой картиной.


Одна из наиболее известных работ Фудуна — Seven Chinese Intellectuals. Эта серия — адаптация традиционных китайских историй, известных как «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», о семи знатных и умных людях, ушедших от суеты и лживости общества в глушь.


История семи мудрецов занимала художника еще во времена обучения живописи в Академии изящных искусств в Ханчжоу. После окончания учебы Фудун переехал в Шанхай, где увидел молодых образованных людей с амбициями, находящихся в растерянности из-за того, что им не удается реализовать себя и понять, что происходит в стране. Фудун преобразовал историю о бегстве философов в рассказ об отчуждении и растерянности. Медитативный фильм, сделанный в эстетике нуара, рассказывает о путешествии группы современных молодых людей, не давая ответа об их будущем.


Темой работ Яна Фудуна чаще всего оказываются растерянность и эмоциональная немота китайской молодежи. 

Чжан Хуань 

Живописец, фотограф и скульптор Чжан Хуань создал себе имя противостоянием государственной системе и своими перфомансами, которые испытывают личную физическую и психическую выдержку самого художника и часто похожи на самоистязание. Однако наиболее известны и востребованы его инсталляции, которые, несмотря на масштабность и гротескную сложность в их создании, просто и доступно обращают внимание на конкретные проблемы в мире.


Пожалуй, самой известной его инсталляцией является «Тоннель надежды» – настоящий поезд, пострадавший во время землетрясения в 2008 году, которое произошло в Китае накануне Олимпиады в Пекине и унесло жизни 70 тысяч человек. Тогда поезд сошел с рельсов и перевернулся, унеся при этом жизни нескольких человек. Чжан Хуань выставил его обломки на всеобщее обозрение в пекинском центре современного искусства UCCA.


Инсталляцией Чжан Хуань пытается в рамках художественных методов исследовать причины, которые привели к такому огромному количеству человеческих жертв, а также пытается найти способы избежать их впоследствии. Также художник руководит одним из социальных проектов Китая памяти жертв землетрясения 2008.

Комментариев нет

Технологии Blogger.