Ads

Предложения

Titulo

Места из известных картин в реальности: Санкт-Петербург (Иван Крамской)


У выдающегося русского художника конца ХІХ века, лидера “Передвижников” Ивана Крамского одной из самых известных работ является... “Неизвестная”. Часто эту картину также называют “Незнакомкой”. Появление на 11-й выставке “Передвижников”, открывшейся 2 марта 1883 года в Петербурге, в здании Академии наук  этой картины Крамского сопровождалось почти скандалом. Подлил масла в огонь и сам автор, он словно загадал загадку, которую публика и принялась со стра­стью разгадывать. Но был ли это лишь  PR-ход? И кто же на самом деле самая известная “Неизвестная”?

Иван Крамской. Автопортрет. 1874
Современники буквально терялись в догадках. Анализировались детали, например одежда девушки — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872.
Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. По меркам времени “Неизвестная” бросает вызов обществу — это самый сексуальный портрет в истории русской живописи. Образ “Незнакомки” вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие пугающего нового — появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей.
Писатель Петр Боборыкин, “Биржевая газета” 24 марта 1883 года:
“Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа… Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней словно целая эпоха”
Иван Крамской. Портрет писателя Льва Толстого. 1873.
Были критики, которые соединяли этот образ с актуальной и скандальной на тот момент “Анной Карениной” Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета — например, любовницы Александра II — княжны Екатерины Долгорукой (кстати, эта интрижка царя доказана сохранившейся перепиской), мол до гибели императора этот портрет мог бы устроить еще больший скандал.

Иван Крамской. Портрет Александра III. 1886.
К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой “Незнакомки” Александра Блока. В советское время “Неизвестная” Крамского стала растиражированным воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — мол, какую страну потеряли.

Иван Крамской. Портрет художника и поэта Тараса Шевченко. 1871.
Конечно, многие художники до Крамского писали своих “Незнакомок” и чувствуя, что загадка хорошо продается — сгущали ореол таинственности. Однако почти всегда исследователи без труда устанавливали личность или светской дамы или натурщицы. Но только не в этом случае! При жизни Иван Крамской так и не раскрыл тайну “Неизвестной”. Также ни в письмах, ни в дневниках художника, ставших доступными после его смерти нет упоминаний о личности этой женщины. “Незнакомка” остается главной загадкой русской живописи.



Где увидеть картину:
Известно точно, что картина смутила коллекционера Павла Третьякова, скупавшего до ее выхода все работы художника. “Неизвестную” он приобретать не стал. В Третьяковскую галерею картина Крамского попала уже в 1925 году после экспроприации частных коллекций большевиками.


Однако в отличие от личности “Неизвестной” — нет никакой загадки в месте, где остановился ее экипаж. Это центр Петербурга, Аничков мост, возле Невского проспекта, на заднем плане слева виден Аничков дворец, справа — императорский Александринский театр. Гуляя по великолепному и помпезному Питеру — остановитесь на Аничковом мосту, вдохните вечно-морозный местный воздух — слышите легкую изысканную ноту “Лила де Флёри”? Это аромат тайны!


Узнать больше о местах, которые фигурируют на известных картинах можно здесь.

Комментариев нет

Технологии Blogger.