Ads

Предложения

Titulo

Места из известных картин в реальности: Варшавские пейзажи Бернардо Беллотто


Вообще-то венецианский мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто, по прозвищу Каналетто (его учителя и к тому же дядю звали Канали) занимался тем, с чем сейчас быстрее и лучше справляется хороший фотоаппарат и фотограф, имеющий хоть какое-то представление о композиции. 

Конечно, в пышном XVIII веке для такой съемки местности нужно было иметь немалый талант и умения. И современники очень благодарны художникам дофотографического периода, что самоотверженно фиксировали и немного приукрашивали окружающую их действительность, чтобы мы имели какое-то визуальное представление об их времени. Это был тяжелый и скрупулезный труд. Городской пейзаж проецировался на лист бумаги с помощью камеры обскура — обводился контурами, делались примерные заготовки цвета, а затем труженики кисти по памяти воспроизводили по штрихам полную картину. 


Ремесленников в этом жанре хватало, но, конечно, Канали и Каналетто были профессионалами высочайшего класса — их заказчиками выступали придворные особы и короли. Беллотто в какой-то момент избавляется от влияния дяди и переезжает из Венеции в Дрезден ко двору курфюрста Саксонии Августа III, а затем работает при дворах в Мюнхене и в Вене

Венецианская декоративная красочность картин Канале сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности. Он выбирает момент освещения, когда особенно четко выявлены контрасты и границы пятен холодного светлого и почти черного цветов в замкнутой перспективе площадей создают впечатление резкой контрастной определенности. Он методично, с топографической точностью рисует европейские площади одну за одной. И так до конца жизни.


При всем уважении к его грандиозному труду Бернардо Беллотто вряд ли бы попал в  этот обзор — все-таки мы тут о контактах с Космосом рассуждаем, и не стал бы одним из самых изучаемых и нужных художников 50-60х годов XX века, если бы история не сделала один изумительный и трагичный финт. 

Последние 12 лет своего земного пути, с 1768-го по 1780-й  Беллотто жил и работал в Варшаве в качестве придворного художника короля Станислава Августа Понятовского. И в течение этого времени архитектура Варшавы была запечатлена художником в мельчайших подробностях. За время Второй мировой войны — двух штурмов польской столицы и двух восстаний город был на 85% разрушен.

Варшава в 1945 году
Особенно постарались тут советские войска, выбивая фашистов — бомбили в пыль. Поляки даже было хотели перенести столицу в другое место, но имея такой бесценный и точный архив как картины Белотто передумали и решили восстановить старый город в точности таким как на пейзажах венецианца.
Акценты:
Стоит обратить внимание на размещенные кое-где на улицах Варшавы большие застекленные репродукции полотен Каналетто, которые позволяют сравнить давний образец и реальность, а также оценить мастерство реставраторов.

Сегодняшняя Старая Варшава даже не довоенная — к этому времени уже много чего было бездумно разрушено или перестроено, сейчас это город XVIII века, город Станислава Августа и Бернардо Беллотто. Труд строителей, архитекторов и художника, творившего 200 лет назад был оценен по достоинству — заново выстроенный исторический комплекс Старая Варшава в сентябре 1980 года был занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


И если другим художникам в нашем обзоре вдохновение дарила та или иная точка на карте, т.е. реальность давала толчек творчеству, порождала искусство, то здесь наоборот — скрупулезный, дотошный талант Бернардо Беллотто помог буквально из пепла воссоздать новую реальность Варшавы. Великолепный пример постмодернизма в действии — искусство победило варварство!


Где посмотреть картины:
Вряд ли тут можно рекомендовать что-то одно. Но в Национальном Музее в Варшаве имеется впечатляющая коллекция работ Беллотто

Узнать больше мест, которые фигурируют на известных картинах можно здесь...

Комментариев нет

Технологии Blogger.