Ads

Предложения

Titulo

Места из известных картин в реальности: Мир Кристины (Эндрю Уайет)


У Борхеса есть рассказ о человеке, который хотел написать “Дон Кихота”. То есть не что-то свое “по мотивам”, а именно “Дон Кихота” Мигеля де Сервантеса. Причем буква в букву: ощутить тот же контекст, бывать в тех же местах и в том же настроении, желать написать именно те строки. Конечно же в XX веке мыслить, видеть мир так же, и главное обладать талантом Сервантеса, улавливать те же космические или божественные эманации оказалось очень непросто. Но свой “профит” и необычный опыт этот борхесовский персонаж получил.

Текст: Владимир Красноголовый

У творческих людей свои каналы общения со Вселенной, механизмы работы которых часто не понятны и им самим и как бы не хотелось хоть на пять минут оказаться туристом в голове у Леонардо да Винчи или  Джексона Поллока — этот вид ментальных путешествий, видимо, никогда не будет доступен. 

Однако есть на планете точки, где можно хотя бы сравнить свое восприятие, свое ощущение места с впечатлением, которое оно произвело на гения, попробовать понять, что, как и почему именно здесь вдохновило артиста. Проще всего, наверное, вычислить координаты контактов с Космосом, у художников. Приехать, всмотреться в то, что зацепило творца, представить как он пропустил это чувство через себя и выразил его на холсте. При определенном везении ваше восприятие может войти в резонанс с особыми частотами и места и автора. Если не творческий то абсолютный туристический кайф в таком случае гарантирован! В общем делимся некоторыми географическими секретами — 12 мест прямого контакта с Космосом! 

Мир Кристины (1948)

Ферма Олсенов. Город Кушинг. Штат Мэн. США. 

Сложно найти в американской живописи XX века более влиятельное и тревожное произведение, чем “Мир Кристины” Эндрю Уайета. Кажется, что отчасти современный кинематограф, вся визуальная эстетика бескрайних полей, пустынных ферм Среднего Запада, обреченного скрипа петель амбаров и подвешенных под куполом неба бессилия и тоски, вышли из этой картины. Это реализм в лучшем его проявлении: с примесью нереального, потустороннего, непонятного.

Из картины будто сквозит пронизывающий ветер, поза Кристины напряженная, безысходная. Кажется жуткая тайна вот-вот будет раскрыта — еще немного всмотришься и все станет ясно. Но секрет, сколько не смотри не хочет ни открываться ни оставлять в покое. 

Эндрю Уайет
Впрочем история создания картины, не умаляя таланта художника, все же дает ответ на некоторые тревожные вопросы. Женщина на холсте — это Кристина Олсон. Она страдала от полиомиелита, который парализовал нижнюю часть ее тела. Уайет решил написать эту картину после того как увидел из окна своего дома, как Кристина ползет по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе. Она, конечно же, могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей хотелось, пусть даже ценой нечеловеческих усилий, сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.
Эндрю Уайет о "Мире Кристины" и своем творчестве:
“Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие…”
У Уайета был летний дом в той местности и он был дружен с Олсон, которую, как и ее младшего брата, часто изображал на своих картинах в период с 1940 по 1968 гг. Строение, изображенное на картине, известно как "дом Олсон", он расположен в штате Мэн, в городе Кушинг и открыт для посещения публики Фарнсвортским музеем искусств. Дом включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.


Картина упоминается в известнейшем фантастическом романе “Космическая Одиссея 2001Артура Кларка, но особенно ее обожают кинематографисты. На визуальную эстетику “Мира Кристины”, как на источник вдохновения для своего культового “Пикника у Висячей скалы” ссылается режиссер Питер Уир, цветовую гамму и настроение цитирует Терренс Малик в “Днях жатвы”, получивший за это кино “Приз за лучшую режиссуру” на фестивале в Каннах. 

В лучшей антиутопии последних лет, фильме Oblivion (Забвение) “Мир Кристины” отыгрывает ключевую роль. Образ Юлии, которую играет Ольга Куриленко — прямая аналогия с Кристиной, она и Джек (Том Круз) стоя перед картиной решают бороться до конца с темной потусторонней силой, практически истребившей человечество — таинственное произведение Эндрю Уайета их пугает и вдохновляет.

Кадр из фильма Oblivion (2013)
Где увидеть картину:
Мир Кристины (1948). Нью-Йоркский музей современного искусства

Продолжение следует...

Комментариев нет

Технологии Blogger.