Ads

Предложения

Titulo

Технологические чудеса Эмиратов: Бурдж-Халифа


Дубаи и Абу-Даби: рейтинг технологических решений между настоящим и будущим

В 1960-х годах британский футурист Артур Кларк сказал: “Любая достаточно развитая технология неотличима от магии”. Жителям территорий, на которых теперь находятся Объединенные Арабские Эмираты в то время и избавление от британского протектората казалось фантастикой, а уж то как через 50 лет будут выглядеть и функционировать довольно скромные тогда даже для региона города Дубай и Абу-Даби представилось бы вмешательством магических сил.

Джин технического прогресса часто томится в лампе бюрократических ограничений или капиталистического прагматизма — нежелания рисковать, инвестировать в масштабные проекты, если они не окупятся в ближайшее время. Свободным себя этот джин чувствует практически только на территории Дубая и Абу-Даби. Технологии, что работают в Эмиратах не изобретены тут, зачастую даже не уникальны, но благодаря хорошему западному образованию местных государственных менеджеров и отсутствии как финансовых так и психологических ограничений — для восточного человека характерно приложение усилий не только для собственного блага, а и для общественного:  клан, народ, государство, магия высоких технологий в Дубае и Абу-Даби работает эффективнее чем где либо еще.

О главных технических чудесах Эмиратов и о том как они устроены мы вам сейчас и расскажем.


Бурдж-Халифа

Помимо того, что Бурдж-Халифа вот уже почти семь лет, прошедших с завершения работ над ней, самое высокое сооружение в мире (впрочем этот рекорд был признан за ней еще во время строительства за 1.5 года до открытия), и того, что это поистине новое культовое сооружение в Дубае (цены на недвижимость в районе Downtown Dubai, рядом с башней, резко подскочили, несмотря на кризис) — прежде всего это квинтэссенция инженерных и архитектурных достижений эпохи небоскребов.

Автор проекта Бурдж-Халиф — американский архитектор, специалист по сверхвысоким зданиям — Эдриан Смит. Башня обладает уникальной формой, она напоминает натечное минеральное образование — сталагмит, внешний вид здания асимметричен, что дополнительно ассоциирует его с природными силуэтами. И эта форма далеко не случайна — благодаря ей, ветер, встречаясь с Бурдж-Халифой не образует единого потока, способного навредить строению, а разбивается на множество вихрей — башня способна выдерживать даже ураганы.


При строительстве Бурдж Халифы использовалась специальная свайная технология. Фундамент башни не закреплен жестко в грунте, при ее возведении были применены 200 свай длиной по 45 метров, что находятся в свободном полувисячем состоянии и погружены в специальный упругий раствор бетона в почве. Примечательно, что и диаметр опор был весьма внушительным — 1,5 метра. Небывалой высоты здание, можно сказать, держится, благодаря гибкой конструкции фундамента. 

Каркас Бурдж-Халифа железобетонный. В его конструкцию входит более 30 000 т стали. Без учета фундамента было использовано 250 000 кубических метров бетона. В линейной проекции длина всей арматуры, использованной при строительстве, покроет четверть земного экватора. Каркас здания облачён в высокотехнологичные стены-шторы из стекла и металла. Стены крепятся к каркасу небоскрёба секциями высотой до двух этажей.


Панели стен жёсткие, а соединения между ними подвижные. Если кто-нибудь внутри передвинет тяжёлую мебель к внешней стене, пол наклонится и стена опустится вниз, но подвижное соединение компенсирует микросдвиг. Кроме того, подвижные соединения позволяют каждой секции расширяться и сжиматься под воздействием изменяющейся температуры, когда беспощадное арабское солнце обходит небоскрёб со всех сторон.

Вопросу эффективности панелей ограждения было уделено особое внимание. Помимо обеспечения прочности, они выполняют и термозащитную функцию. Отделка небоскрёба началась почти с полугодовым опозданием. Все присылаемые образцы не проходили по внешним или теплофизическим параметрам. И даже после того как был получен желаемый результат, образцы дополнительно испытывались на прочность перед монтажом с помощью авиационного двигателя, установленный поблизости, что воспроизводил условия пустынной бури.


Как правило, высотные здания не имеют устойчивого (соответствующего рейтинговым системам оценки устойчивости среды обитания) проекта, Бурдж Халифа в этом плане исключение. На ранних этапах проектирования были выбран стандарт ASHRAE 90.1 и критерии зелёного строительства LEED, в которых установлены более строгие требования по сравнению с кодексом энергоэффективности в Дубае. В проект внедрен ряд зелёных решений, например: высокотехнологичная система остекления, специальные системы утилизации теплоты вытяжного воздуха, использование морской воды для систем охлаждения, первая в своем роде система сбора конденсата из систем кондиционирования воздуха. Башня вполне автономна, с энергетической точки зрения, так как оснащена солнечными батареями (15 тысяч квадратных метров) и ветрогенераторами. Сооружены и специальные водопроводы, поставляющие ежедневно 945 тысяч воды. Их длина составляет около 100 км. 34 км труб задействованы для системы кондиционирования, и 213 км – обеспечивают противопожарную безопасность.

Том Круз наверхушке Бурдж Халифы
Казалось, что после сентября 2011 года миру небоскребов пришел конец, сверхвысокие здания строиться больше не будут и главным препятствием на их пути оказалось обеспечение безопасности. Эвакуировать в случае катастрофы или пожара людей из небоскрёба — задача феноменальной сложности. Чем выше здание, тем большему числу людей необходимо проделать более длинный путь. Так как же обеспечивается безопасность целого города в 35 000 человек, что могут находиться одновременно в самом высоком здании мира? Как люди будут эвакуироваться из Бурдж-Халифа? 

Ответ довольно неоднозначный: а никак! И это при том, что пожарная безопасность была приоритетным направлением в проекте. В Бурдж-Халифа предусмотрены девять специальных помещений-убежищ (безопасных зон). Они защищены слоями железобетона и листовых огнеупорных покрытий. Каждая безопасная зона оборудована специальной системой вентиляции, а герметичные огнеупорные двери предотвращают проникновение дыма. В безопасных зонах люди могут укрываться до тех пор, пока аварийные службы не возьмут ситуацию под контроль. Пожарный лифт спроектирован на перемещение 5 500 кг (50–60 человек). Это самый высокий лифт в мире среди всех категорий, в отличие от остальных лифтов небоскреба он охватывает все этажи здания. Безопасные зоны расположены приблизительно через каждые 30 этажей, что делает их относительно легкодоступными.

Кадр из фильма "Миссия невыполнима: Протокол Фантом". Том Круз карабкается по стене Бурдж Халифы
Только на процесс строительства и технологии, применяемые на нем можно было бы пустить все страницы этого журнала — в этом случае жаль, что он не архитектурный. Поэтому расскажем еще лишь о деньгах. На реализацию проекта Бурдж Халифа было потрачено 1,6 млрд. долларов. Такие вложения в один объект представляют сами по себе рекордную величину и являются весьма рискованными. Однако квадратные метры разлетались как пирожки еще в период строительства. Даже на стадии реализации проекта стоимость одного квадратного метра достигала 40 тысяч долларов. Окупились вложения в Бурдж Халифу уже в первый год, в настоящем они приносят баснословные дивиденды инвесторам.

Конечно же любой турист в Дубае хочет подняться на самое высокое здание мира. Надеемся, что после прочтения этой заметки вы в полной мере будете ощущать, что находитесь внутри настоящего шедевра архитектуры, в оптимизированном и тонко настроенном произведении инженерного искусства и пике достижений человечества в прямом и переносном смысле. Бурдж-Халифа настоящее чудо, а ближайший ее конкурент по высоте — сюрреалистичная “Башня в Крик-Харбор” от знаменитого Сантьяго Калатравы возникнет не раньше 2020-го года и что неудивительно — все в том же Дубае!


Продолжение следует...

Комментариев нет

Технологии Blogger.