Ads

Предложения

Titulo

Дополненная реальность для путешественников


Революция, о которой давно говорили футурологи и IT-гики, свершилась! Ушедший 2016-й год в истории человеческой цивилизации вряд ли станет поворотным из-за победы Дональда Трампа, Brexit’а или развода Брэда Питта и Анджелины Джоли, а вот годом, когда мы перестали быть одинокими в своей реальности, станет точно! Теперь рядом с нами обитают по меньшей мере покемоны, и это только начало — видимо, скоро технология под названием «дополненная реальность» изменит наш мир и, конечно же, туристический сервис до неузнаваемости.

Текст: Владимир Красноголовый

Summa Technologiae

Игрушка Pokémon Go, ставшая культурным феноменом летом 2016-го, несмотря на схлынувшую уже к осени популярность — не просто еще один модный фетиш, это в некотором смысле «сумма технологий», точка во времени, когда критическая масса идей становится достоянием большинства.

Термин «дополненная реальность» (augmented reality, AR, что переводится скорее как «расширенная реальность») был предложен исследователем корпорации Boeing Томом Коделлом еще в 1990 году. Пилоты истребителей, вертолетов и даже гражданских воздушных лайнеров в принципе уже давно пользуются этой технологией, но они проходят специальное обучение, и область ее применения остается узкой.

С дополненной реальностью заигрывали как стартапы, так и крупнейшие IT-разработчики, и некоторые их идеи и продукты нашли свою нишу, собственного потребителя. Но, видимо, большинство пользователей  психологически еще не было готово к интерактивности нового уровня. После коммерческого провала проекта Google Glass казалось, что лишь когда на планете вырастут поколения, которые не представляют себе мир без высокоскоростного доступа в Интернет и смартфонов, — возможно, в тот момент произойдет определенный качественный скачок. Но получилось так, что карманных монстров от Nintendo, пришедших в наши парки, на улицы, заправки, в дома и квартиры, смогли принять и полюбить практически все. Кроме, конечно, ментально оставшихся в средневековье служителей древних культов и чиновников.


Мода на покемонов рано или поздно должна была пройти, но технология дополненной реальности останется как что-то обыденное, не вызывающее психологического отторжения. И ею плотно займутся экономисты и маркетологи. Вернее, уже занялись. Например, по оценкам инвестиционного банка Goldman Sachs, глобальный рынок виртуальной и дополненной реальности к 2025 году вырастет до $80 млрд — это базовый сценарий, столько сейчас, например, стоит рынок настольных персональных компьютеров. В случае ускоренного развития технологии стоимость рынка может составить $182 млрд. А компания Microsoft совместно с фирмой Future Laboratory прогнозируют, что к 2025 году одной из важнейших профессий в туристической сфере станет архитектор дополненной реальности.

Но как именно AR может быть задействована в туризме? И что установить на телефон сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Куда все-таки нас завели покемоны? Следуйте за белым кроликом.

Перекресток десяти дорог

Лаборатория е-туризма при университете Борнмута (Великобритания) при поддержке компании Yahoo! инициировала проект The Digital Tourism Think Tank для обмена новым опытом, знаниями и создания ориентиров в туристической индустрии. В рамках этой инициативы было выделено 10 лучших практик для применения дополненной реальности в туризме.


1. Выбор тура

Многие западные издания, включая Times, Esquire и Popular Science, размещают на своих страницах рекламный контент, доступный при наведении на него камеры смартфона. Этот же вид рекламы нового поколения применим и в сфере туризма для брошюр, проспектов, каталогов и флаеров. Отели, казино, парки развлечений и даже прогулки на велосипеде оживут, а клиент получит четкое и яркое представление о местах, куда ему так хочется попасть.


2. Интерактивные прогулки по музеям

Дополненная реальность может стать отличной образовательной средой. По сути, образование — это одна из сфер, получающих от AR наибольший профит благодаря интерфейсу, который можно буквально ощутить.

Последняя новинка  — интерактивные цифровые путеводители, доступные в музеях. Например, технология Digital Binocular Station (DBS) оживляет статические выставки музеев, превращая простое хождение по ним в динамичное захватывающее представление, заставляя посетителей проводить в музеях больше времени и возвращаться в них снова.

3. Достижение целей

Среди всех приложений, создающих дополненную реальность, AR-браузеры пользуются наибольшей популярностью. Есть у них и полезные туристу свойства. Браузеры для туризма обогащают реальный мир интерактивной виртуальной информацией, которая позволяет сориентироваться на незнакомой местности, увидеть самые важные достопримечательности и узнать больше о том, что за ними стоит.

То есть, оказавшись в незнакомом городе, вы рассматриваете улицу через свой смартфон и видите в любом направлении на выбор: кафе, банки, гостиницы, достопримечательности, расстояние и любую информацию о них.

4. Игры с пользой

Игры с дополненной реальностью стали стимулировать физическую активность, используя реально существующие объекты как часть игрового мира. Их сценарии гибки и разнообразны, и, конечно же, существуют те, в которые уже играют туристы. 

Яркий пример такой игры — это разработанное в Германии приложение TimeWarp. Оно позволяет гуляющим по Кельну приезжим «прыгать» через временные порталы, и «видеть» события прошлого и будущего. Главная цель создателей приложения — заставить игроков проникнуться историей города, почувствовать, как он изменился со временем. Туристы в восторге и считают такой опыт новым и необычным.


5. Еда с экрана

Потрясающий опыт применения дополненной реальности есть в лондонском ресторане Inamo, который использует проективную технологию. В данном заведении крышки столов — это дисплеи, на которых голодные, но любопытные посетители могут выбирать блюда из обширного меню и наблюдать весь процесс их приготовления. А цвет и тема экрана — это по сути скатерть, которую также можно выбрать и установить на свой вкус из огромного количества доступных вариантов.

6. Оживление памятников

Такие задачи, как восстановление древних храмов и исторических зданий, безусловно, достойны дополненной реальности, и существует ряд приложений, позволяющих это сделать. 

Среди первых примеров исторического наследия, которому повезло стать объектом виртуальной реконструкции, — греческий Олимп, где исследователи добавили систему дополненной реальности ArcheoGuide. А в столице Германии сегодня любой турист может направить свой телефон на остатки Берлинской стены, увидеть ее реалистичную 3D-модель и поежиться от озноба времен холодной войны.

7. Отели с виртуальной реальностью

Отели — прекрасная среда для применения инноваций, однако гостиничный бизнес отстает в освоении потенциала дополненной реальности. Самое удачное применение технологии в отрасли найдено в Holiday Inn в Лондоне — Первом отеле дополненной реальности. Здесь гости могут видеть на экранах своих смартфонов участников Олимпиады и знаменитостей, которые действительно жили в отеле, за стойкой регистрации, в холлах и даже у себя в номерах.


8. Транспорт

Системы дополненной реальности — идеальные гиды для туристов в незнакомом городе. Функции навигации и прокладывания маршрута стали одними из первых областей применения AR. Такие приложения помогают найти нужное направление и проложить путь к заданной цели. Примером может служить популярная программа для смартфонов the Nearest Tube, находящая оптимальный путь к ближайшей станции метро в Лондоне.

9. Переводчики

Передвижение по стране, язык которой вам незнаком, связано с определенными трудностями, а правила и указатели порой не помогают, а лишь усложняют путь.

Кроме уличных вывесок, AR-приложения могут переводить ресторанные меню в режиме реального времени, расписание поездов и заголовки газет с иностранного на родной для пользователя язык.


10. AR управляет временем

Самое необычное приложение последнего времени разработано в Голландии и доступно в восьми городах этой страны. Оно позволяет как туристам, так и местным жителям проследить за изменениями пейзажа, показывая «как было», «как должно было быть» и «как будет». 

Пользователи могут оставлять комментарии, тем самым заставляя власти прислушиваться к общественному мнению. Такой подход может быть эффективным и в других областях туризма, к примеру при разработке проектов тематических парков, зон отдыха и мест развлечений.

Скачайте немного будущего

Как видите, применение для дополненной реальности в туризме можно найти очень даже запросто. Кажется, сегодня не пользоваться открывающимися возможностями при любви к путешествиям так же странно, как не иметь аккаунта в социальной сети. Так какие же приложения можно установить на смартфон уже сейчас, чтобы провести пальцем по будущему…

Ingress

Начать можно с игрушки компании Niantic, которая в некоторой степени и послужила основой для разработки Pokémon Go. Вам предстоит передвигаться по городу со своим смартфоном и захватывать странные порталы, которые привязаны ко всяким реальным достопримечательностям.


Niantic — это т. н. стартап свободного времени от Google: сотрудники поискового гиганта на досуге придумывали на мощностях компании что-то странное и в итоге отпочковались от поискового гиганта и пустились в свободное плавание. Игра разрабатывалась 6 лет, была продумана до мелочей, в принципе заимела немало поклонников, но лишь стала полигоном для более примитивных во всех отношениях покемонов и новой мировой истерии. 

Права на образы покемонов принадлежат Nintendo, и потому именно эта компания стала издателем игры, а Niantic считается разработчиком. После выхода Pokemon Go капитализация разработчика и издателя превысила, например, показатели российского «Газпрома». Сейчас покемономания немного угасла, но добавила поклонников проекту Ingress, а его потусторонние порталы если уж затягивают, то надолго...


Blippar

Blippar помогает больше узнать о реальных вещах окружающего нас мира. Приложение немного похоже на визуальный поиск Google и предоставляет подробную информацию об объектах, захваченных камерой вашего смартфона. Вам достаточно просто навести объектив на любую достопримечательность, цветок, блюдо или, например, гаджет, чтобы получить дополнительные данные, а также несколько связанных ссылок.


Это настоящая визуальная энциклопедия — если вас в поездке укусила змея и вы успели ее сфотографировать, то именно Blippar подскажет, сколько вам осталось жить.

Yelp Monocle

А вот это приложение вполне может посоветовать, в какую больницу вам после укуса змеи обратиться. Вы даже можете прочесть отзывы тех, кого в этом учреждении лечили и насколько успешно. Yelp Monocle — это браузер дополненной реальности, который, кроме больниц, ищет магазины, рынки, парикмахерские, заправки и аптеки. 

Что особенно интересно, этот электронный «монокль» здорово ориентирован на оценки и отзывы пользователей. Причем оценки могут быть поставлены чему угодно — от Моны Лизы до удобного пенька на альпийской опушке. Разнообразие отзывов и неожиданные проявления творчества пользователей даже привели к появлению на свет такого термина, как AR-журналистика.


Spyglass

Всем лесникам, туристам-экстремалам, охотникам и просто любителям побродить на природе в камуфляжном костюме обязательно пригодится бинокль дополненной реальности Spyglass. Приложение объединяет в себе собственно бинокль, военный компас, гирокомпас, карты, GPS, спидометр, оптический дальномер, визуальный секстант, авиагоризонт, угломер, угловой калькулятор и даже зачем-то снайперский прицел. С помощью программы можно отслеживать свое местонахождение, искать точки на карте и отмечать их.


Приложение умеет определять направление луны и звезд. Показания датчиков выводятся поверх картинки камеры. Со Spyglass, в общем, можно идти в разведку.

Geocaching

Геокешинг — это чрезвычайно популярное среди туристов (особенно среди автотуристов) развлечение, связанное с поиском «сокровищ», спрятанных другими участниками игры. Чаще всего тайники расположены в местах, что представляют природный, исторический, культурный, географический интерес.


В геокешинге с помощью смартфона участники следуют к определенным координатам, получают зашифрованные подсказки, ориентиры и т. п. В Украине есть несколько совершенно чокнутых (по-доброму) группировок фанатов геокешинга.

Word Lens

Постоянный участник рейтингов лучших приложений для путешествий, а по сути просто лучший AR-переводчик. В мае 2014 года корпорация Google приобрела права на Word Lens. Google Translate получил функции дополненной реальности: пользователь наводит камеру смартфона на надпись на незнакомом ему языке, и слова на экране мгновенно переводятся на нужный язык, сохраняя визуальный контекст, — просто фантастика.


Настолько классная и практичная вещь, что можно рискнуть рекомендовать Word Lens как дополнение к билетам в любую экзотическую страну.

Wikitude

Wikitude — это больше чем браузер дополненной реальности, это целая открытая среда для разработки AR-решений. То есть, разглядывая мир через фильтр Wikitude, вы можете найти расположенные поблизости историко-культурные ценности, архитектурный путеводитель, схему метро, место встречи велосипедистов, попробовать отсканировать лица прохожих, чтобы браузер нашел их в соцсетях, и даже… встретить привидение или инопланетян. Все это регулируется таким инструментом, как «слои». Как профессионалы в дизайне дополненной реальности, так и любители могут добавлять свои слои для определенного географического места или даже времени. 


Как только разберетесь с Wikitude, вам гарантирован священный трепет перед будущим, оказавшимся в ваших руках.

Bonus: Star walk 2

Приложение не столько для туристов, сколько для настоящих романтиков. Star Walk 2 — претендент на звание самой красивой программы в вашем телефоне. Вам нужно лишь поднять смарт к небу и увидеть всю информацию о Вселенной. На экране будут отображаться точные координаты звезд, а также контуры и названия созвездий, к которым они принадлежат. В Star Walk 2 также есть возможность увидеть, как будет выглядеть звездное небо в более позднее время или даже месяц спустя.



Футуролог и технический директор Google Рэймонд Курцвейл недавно заметил об ушедшем 2016-м, что «Этот год, как лакмусовая бумажка, продемонстрировал, что мы готовы к переходу в новый мир, который будет полон виртуальными персонажами и предметами — не менее важными, чем реальные…» Вскоре дополненная реальность станет надежным помощником для туристов и выведет путешествия на такие же новые и захватывающие уровни, как когда-то компас, астролябия или travel-чеки. Запомните этот твит )))

Комментариев нет

Технологии Blogger.