Ads

Предложения

Titulo

Ингмар Бергман: северный бог кино


Нет в скандинавском кинематографе имен, по громкости равных имени Ингмара Бергмана. Один из символов культуры Швеции, волновавший мир не только своими работами, но и одиозной личностью – во многих своих ипостасях Бергман остался в истории.

Текст: Евгений Казарцев

Ингмар Бергман:
«Фильм – как сон, фильм – как музыка. Ни один другой вид искусства не воздействует в такой степени непосредственно на наши чувства, не проникает так глубоко в тайники души, скользя мимо нашего повседневного сознания, как кино».

Бергман – из тех людей, кому повезло прожить очень насыщенную жизнь. Родился он 14 июля 1918 года в старинном шведском городе Уппсала в семье викария. Начальное образование он получал в частной гимназии и, как сам признавался, с детства интересовался театром. Конечно же, интерес Ингмара вызывал и сравнительно новый вид искусства – кинематограф.

В девятнадцать лет молодой Бергман сбежал из дома: работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках, сочинял пьесы и пытался открыть свой небольшой театр.

Первой ласточкой успеха для Бергмана стала постановка его пьесы в студенческом театре. «Смерть Каспера» вызвала большой интерес у аудитории, после чего руководитель театра Клас Хуугланд предложил Бергману контракт на год. Как сказал он сам в 1943 году, «я стал уважаемым человеком, имевшим постоянное место работы, который каждый день пунктуально садился за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на будущие фильмы». 


В 1943 году Ингмар женился на своей давней приятельницу Эльсе Фишер, а вскоре у них появилась дочь. Еще через некоторое время Бергман окончил факультет литературы и искусства Стокгольмского университета и возглавил городской театр Хельсингборга. А уже в 1945 году он расстался с Эльсой и женился на ее подруге Эллен, которая к тому времени была беременна от Бергмана.

Позже у Бергмана было еще много работ в театре. Из Хельсингборга он перешел в театр Гетебурга, вместе с тем его часто звали режиссером и художественным руководителем в другие театры Швеции. Театральная карьера достигла практически пика, когда в 1963 году его назначили руководителем Национального театра. Среди самых известных его спектаклей были прошумевшие на всю Европу «Пер Гюнт», «Дикая утка», «Мизантроп» по Мольеру…

Так что в первую очередь Ингмар Бергман стал известен в качестве театрального режиссера. Его пьесы с удовольствием ставили многие театры (более 70 разных спектаклей), критики почти единогласно хвалили его работы в этой сфере. Однако пусть и сложнее, но еще успешнее оказалась его жизнь в кинематографе.


В кино Бергман дебютировал с картиной «Дождь над нашей любовью» в 1946 году, следом вышли «Корабль идет в Индию» (1947), «Портовый город» (1948) и «Тюрьма» (1949). Первые картины Бергмана многие отмечали как полные пессимизма и мрачности работы, один критик даже написал, что режиссер «вероятно, с наибольшей силой выразил отчаяние и жажду нежности у послевоенной молодежи». 

Его герои – люди, затерянные в существовании, выброшенные из общества, потерявшие самих себя. Их реакции резки, их поведение бескомпромиссно. Идеализм молодости, жадные поиски веры вдохновляют их и подтачивают одновременно». И пусть реакция на фильмы публики и знатоков была неоднозначна, Бергман находил в этом не только столь нужную для себя реализацию амбиций и замыслов, но и средство дохода на стремительно растущую семью: к концу сороковых у них с Эллен появились еще двое детей, а позже он расстался с ней и женился на Гун Грут, которая тоже родила ему ребенка.

Кадр из антивоенной драмы "Стыд"
В кинопромышленности Швеции дела шли не очень, в 1951 году выпуск картин полностью прекратился и Бергман был вынужден снимать рекламу и искать еще менее достойные своих стремлений средства для жизни и воспитания  шестерых детей.

Кризис продлился недолго, уже в 1952-ом Бергман выпустил сразу два фильма: о неблагополучии супружеской пары «Женщины ждут», очень высоко оцененный всеми, и «Лето с Моникой», тоже посвященный перипетиям любви.

Международное признание приходит к Бергману с новым для него жанром – комедией «Улыбки летней ночи», которая в 1955 году получила специальный приз на Каннском кинофестивале. Сам режиссер потом писал в своих воспоминаниях, что на создание комедии его толкнуло только желание больше заработать, но все обернулось даже лучше, чем он предполагал. В том же году он создал своей первый настоящий шедевр – фильм «Седьмая печать», съемки которого проходили тяжело и с огромными ограничениями. Студия выделила на создание картины всего 35 дней, съемки проходили во внутреннем дворике, но результат впечатлил всех.

Кадр из фильма "Седьмая печать"
В 1957 году вышла лента «Земляничная поляна». На ее создание Бергмана вдохновило возвращение в родную Уппсалу. Позже картина получила премию «Золотой медведь» на кинофестивале в Западном Берлине и тоже была названа одной из центральных у маэстро. Теперь кинопремии разного «калибра» все чаще доставались Бергману, а за драму «Девичий источник» в 1959-м он получил своего первого «Оскара».

Карьера развивалась стремительно: в начале шестидесятых выходят прекрасные работы «Око дьявола», «Похождения повесы»,  трилогия «Как в зеркале», «Причастие» и «Молчание», «Персона»… И режиссер по-прежнему менял женщин с завидной частотой, с каждой из них заводил детей и уже прекрасно мог содержать всю свою большую семью. С пятой женой – Ингрид ван Розен – Бергман узаконил отношения в 1971 году, она и стала его последней спутницей и любовью всей жизни.

В Швеции величие режиссера признают в 1973 году, после того, как в течение шести недель по телевидению показывали новеллы фильма «Сцены из супружеской жизни». На первый взгляд это лишь бытовая драма, но художественные методы и посылы Бергмана затмили достаточно тривиальный сюжет.

Кадр из фильма "Сцены из супружеской жизни"
Он продолжал снимать множество картин, а в 1982 году вышел еще один шедевр – эпическая сага «Фанни и Александр», после чего… Бергман объявил о своем уходе из кинематографа назад в театр. И ушел. 

Кроме театра Бергман нехотя выступал в СМИ, славился скандалами, писал пьесы и сценарии, в 1987 году издал автобиографию под названием «Латерна Магика». После смерти Ингрид в 1995-ом Ингмар, и так не жалующий общественное внимание, совсем исчез из поля зрения. Вернулся только спустя два года, выпустив фильм «В присутствии клоуна», в котором сам и сыграл. В том же году ему дали специальный приз «Ветвь ветвей» на пятидесятом Каннском фестивале, признав величайших режиссером времени. Последний свой фильм мастер снял уже в нашем веке – «Сарабанда» (2003 год). И снова долгое молчание. 

Кадр из фильма "Фанни и Александр"
А в 2007 году в возрасте 89 лет великий художник Ингмар Бергман умер.

Наследие режиссера – огромное количество гениальных сценариев и пьес, величайшие фильмы. Их объединяет одно – мрачный почерк человека, разочаровавшегося в жизни, в любви, в Боге. Но при всем этом работы Бергмана заставляют жить дальше, пытаться верить в лучшее. И как минимум они показывают всю силу искусства кинематографа.



Комментариев нет

Технологии Blogger.