Ads

Предложения

Titulo

Женщина Аллаха: Ширин Нешат...


Современное искусство и национальное самосознание в работах Ширин Нешат

Текст: Александр Морозов

Если говорить об искусстве Ближнего и Среднего Востока, то в первую очередь вспоминается искусство классическое – персидские миниатюры, суфийская поэзия, декоративно-прикладное искусство. Но в то же время современное искусство этого региона фактически является своеобразной Terra Incognita (мы имеем в виду не для специалистов, а большинства из нас). 

Разумеется, существуют несколько имен, которые на слуху, но исключение лишь подтверждает правило. А жаль. Есть много художников поистине мирового уровня. Некоторые из них предпочитают, правда, жить в США или Европе, но это не суть важно – корни ведь остаются, происхождение и воспитание сказываются так или иначе. К числу таких замечательных мастеров можно с полным правом отнести и Ширин Нешат.


На сегодняшний день она является одним из самых известных иранских художников. Она выставляется по всему миру, ее работы хранятся в собраниях крупнейших музеев и галереях, таких как Музей американского искусства Уитни, Тейт Британия, Галерея Серпентайн...

Она экстравагантная и относительно традиционная, ее творчество общедоступно и в то же время загадочно. Ее произведения насыщены исламскими символами и мифологемами, но космополитичны по средствам выражения, они провокативны и революционны.


Ширин Нешат родилась в 1957 году в иранском городе Казвин в прозападно настроенной семье врача и домохозяйки. После окончания тегеранской католической школы в 1979-ом, родители отправили ее в Калифорнийский университет в Беркли изучать историю искусства. 

Исламская революция и установление фундаменталистского режима в Иране сделали Нешат вынужденной эмигранткой, родину она смогла посетить лишь в 1990 году. Поездка вызвала сильные впечатления: за 20 лет в стране произошли радикальные изменения. Ширин рассказывает: «Раньше мы жили в открытом и свободном обществе, находясь где-то посередине между Западом и Востоком – и по внешнему виду, и по образу жизни. Когда я вернулась, то все стало другим. Стало меньше цвета: доминировали черный и белый. Все женщины носили чадру. Я была в шоке». Творчество Ширин в целом можно определить ее же словами, что это «наивный взгляд художника, живущего за рубежом, вернувшегося и очень искренне пытающего понять». 


В результате поездки на родину появилась серия работ, которая принесла Ширин всемирную известность – «Женщины Аллаха».

Моделью этих фотографий стала сама художница, одетая в хиджаб, открытые части тела которой покрыты изящной арабской каллиграфией, содержащей коранические суры и фрагменты милитаристской и эротической женской поэзии на фарси. Единственным аксессуаром, помимо каллиграфии, стала винтовка, символизируя тем самым невозможность отделить религию и духовность от политики и жестокости. Сама черно-белая серия производит впечатление документальной фотографии, создает иллюзию хроники.


«Женщины Аллаха» – это предложение диалога и осмысления, но ни в коем случае не призыв к активным действиям. «Существует стереотип, что все восточные женщины – покорные жертвы, но ведь это не так. Я ниспровергаю это утверждение, как можно более тонко и искренне показывая, насколько они сильны», – говорит автор. 

Ширин экспериментирует с собственным телом, добиваясь выражения личных переживаний и чувств, раздваивающихся между ненавистью и любовью, мятежностью и раболепием, женственностью и мужеством. По мнению некоторых искусствоведов, эта садомазохистская двойственность, взаимная зачарованность насильника и жертвы и стала главной интригой всего творчества художницы.


Следующим этапом стал создание Ширин Нешат видеопроектов и видеоинсталляций. Трилогия видеоинсталляций в форме двойных видеопроекций развивает темы ее фотографий. Три фильма Turbulent («Беспокойный», 1998), Rapture («Восторг», 1999) и Fervor («Страсть», 2000) посвящены противопоставлению мужской и женской роли в исламском обществе. Видеоработы, по мнению автора, сосредоточены на исследовании исламских культур, выражают идеи утраты и памяти. Ее фильмы, как говорит сама художница, «... предлагают очень реалистичный образ наших обществ, нашей культуры, нашей религии, нашей политики. Но в то же время в них есть эмоциональный уровень и мистический уровень, раскрывающие иной пласт... идею поэзии и красоты, которая также является одним из аспектов этой культуры, но недооценивается уже многие, многие годы».

Видеоработы Нешат минималистичны по своему художественному решению подобно ее фотографиям и выполнены в черно-белой гамме. Костюмы героев и символы, вызывающие ассоциации с религиозными и социальными кодами исламского общества, метафоричны и оказывают на зрителя завораживающее воздействие. Контрасты во взглядах на роль мужчины и женщины в странах мусульманского мира подчеркиваются контрастами цвета. В каждом фильме универсальное значение раскрывается через рассказ о частном. В этих рассказах нет диалога, автор пользуется языком поэтических образов. Неотъемлемой частью работ Нешат стало звуковое сопровождение. Экзотическая музыка и вокал усиливают магнетизм визуального ряда. Сусан Дейхим — автор почти всех музыкальных дорожек к работам Нешат (исключение составил видеопроект Passage («Шествие»), созданный совместно со знаменитым композитором-минималистом Филипом Глассом)  – помогает ей мастерски использовать и сочетать в своих работах различные музыкальные традиции.

К слову, видеофильм Turbulent принес Ширин Первую Международную премию на Венецианском Биеннале.


Помимо фотографии и видеопроектов, Ширин Нешат проявила себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный художественный фильм «Женщины без мужчин», отмеченный «Серебряным Львом» на Венецианском кинофестивале.  

В основу фильма положен одноименный роман иранской писательницы и диссидентки Шахрнуш Парсипур, прошедшей через тюрьму и репрессии и ныне живущей в Америке. Действие разворачивается на фоне военного переворота 1953 года, организованного ЦРУ и англичанами для свержения премьер-министра Мохаммада Моссадыка и возвращения власти в стране в руки шаха, а доступа к нефти — западных консорциумов. Именно эти события поставили крест на идее демократии в Иране, укрепили экстремистские течения. Все закончилось в 1979 году исламской революцией, захватом заложников, установлением теократического правления. Напряженные отношения Тегерана с западным миром сохранились до сих пор.

В фильме прослеживаются судьбы четырех героинь. Фахри, жена высокопоставленного функционера, борется со своими чувствами к старому поклоннику, который только что вернулся из Америки и наблюдает, как в Иране наступает эра диктатуры. Мунис разрывает узы супружества и становится политической активисткой. Ее подруга Фаезех мечтает выйти замуж за деспотичного брата Мунис. Проститутка Зарин больше не может видеть лица мужчин и стремится к смерти. Когда политический кризис выплескивается на улицы Тегерана и революционеры пытаются противостоять грубой силе, все эти женщины встречаются в таинственном саду на окраине города, который принадлежит Фахри.


Символический райский сад, оазис обретенной свободы, эта метафора навеяна традициями исламской культуры, но визуальный образ мистического пространства «духовной трансценденции» напоминает кинематограф Тарковского. Его Ширин Нешат называет первым среди мастеров, у которых она училась искусству кино во время работы над своим первым фильмом.

Совсем недавно Ширин вернулась к изобразительному искусству, представив в прошлом году свой новый проект «Книга Царей», навеянный персидским эпосом XI века «Шахнаме». По ее словам, в этой серии несколько основных тем: отвага, патриотизм, любовь, привязанность, а также предательство, жестокость, страдание, и, наконец, смерть. 

Серия посвящена событиям в Иране 2009 года, в которых приняли участие сотни тысяч мужчин и женщин, вышедших на улицы, протестуя против коррумпированной власти. И фактически это посвящение бесчисленным массам неизвестных граждан, которые мужественно пожертвовали собой ради справедливости на Ближнем Востоке и в арабском мире.

А еще Ширин работает над своим вторым полнометражным фильмом, посвященным жизни и творчеству знаменитой египетской певицы Умм Кульсум. И можно не сомневаться, что работа будет успешной.




Комментариев нет

Технологии Blogger.