Ads

Предложения

Titulo

Скандинавский экран: кино с холодком


Что подарила нам Северная Европа? Астрид Линдгрен, Туве Янсонн, Бъорк, Сигур Рос – можно продолжать этот список очень долго. И в нем, конечно же, не обойдем стороной и имена от кино, например, Ингмара Бергмана или Ларса фон Триера. Но давайте посмотрим еще глубже и изучим хорошенько, чем же так хорош скандинавский кинематограф.

Текст: Евгений Казарцев

Швеция

28 июня 1896 года на промышленной выставке в городе Мальме кинематограф был впервые представлен шведской публике – всего лишь в виде процесса киносъемок. Но уже через год первые короткометражные фильмы были показаны в столице – Стокгольме.

К началу прошлого века в городах страны появлялось все больше кинотеатров, а в 1906-ом начала свое существование кинокомпания Nordisk Film. К слову, существует студия и в наши дни. Первый вошедший в историю фильм увидел свет в 1919 году – «Деньги господина Арне» режиссера Маурица Стиллера, который позже перебрался работать в Голливуд.


В тридцатых годах кино уже  не было немым, и появилась комедийная студия Europa Film, продукцию которой сразу же стали называть «пивными фильмами» за их незамысловатость и вульгарность. Одна из самых ярких таких кинолент – работа Вейлера Хильдебранда «Отель «Парадиз», вышедшая в 1937 году, даже породила дискуссию среди всех культурных деятелей страны об опасности кинематографа с точки зрения морали и нравственности. 

Вторая мировая война и ее итоги тяжело сказалась на шведском кинематографе. Свои позиции он смог вернуть только в начале пятидесятых, когда известнейшие режиссеры того времени Ханс Экман и Альф Шеберг выпустили свои лучшие фильмы – «Девушка и гиацинты» и «Фрекен Юлия».

Позже вверх пошла карьера и Ингмара Бергмана, чей фильм «Улыбки летней ночи» получил приз на Каннском фестивале 1956 года. С этого момента и до сегодняшнего дня Бергман – один из величайших творцов не только в шведском, но и в мировом кинематографе. 

С массовым появлением телевидения интерес к кино падал, но многие фильмы по-прежнему производили фурор: «Приключения Пикассо» (1978), «Лейф» (1987), «Чартерный рейс» (1980) и «Моя собачья жизнь» (1985). 

С конца девяностых годов и по сегодня шведский кинематограф находится в некотором кризисе, однако при поддержке ЕС и иных структур индустрию здесь пытаются восстановить. В последние годы в шведском кино особенно интересны короткометражные и документальные фильмы. Советуем вам поискать их и посмотреть – почти каждый по-своему уникален и прекрасен.

Дания

Для Дании кино началось, как и для всего мира, с братьев Люмьер. Первый же датский фильм снял Петер Эльфельт – документальная картина «Езда на гренландских собаках» длится менее минуты.  В 1903 году тот же Эльфельт снял и первый датский игровой фильм «Казнь».

Бенжамин Кристенсен и Карл Теодор Дрейер – крупнейшие режиссеры немого датского кино. Пожалуй, лучший из фильмов этого периода – дрейерская историческая драма «Страсти Жанны д’Арк». Первым режиссером звукового кино был Георг Шневойт, выпустивший в 1930 году киноленту «Эскимос». Позже Шневойт снял еще несколько фильмов, но индустрия в целом в стране пошла на убыль из-за экспансии Голливуда. И вплоть до пятидесятых годов в Дании практически ничего не снималось.
Изменил положение вещей закон 1949 года, который ввел налоговые льготы для производителей фильмов с образовательной составляющей, а уже через год была введена государственная поддержка национального кинематографа. «Взрыв» произошел после  фильма «Слово» долго молчавшего Дрейера, который получил главный приз Венецианского кинофестиваля 1955 года.

Казалось бы, датский кинематограф должен был ожить, но нет. Практически сразу он поддался французской «новой волне» и до 1972 года ничего объективно нового или интересного здесь не создавалось, пока не вышел очередной закон о поддержке национального кинематографа, учреждавший Датский институт кино, функцией которого было принятие решений о государственных субсидиях на съемки фильмов.

Одни из самых успешных фильмов, созданных при поддержке Датского института кино – «Разрушение» (1977) и «Рожденный зимой» (1988). Последний был удостоен «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. 

Неожиданный успех пришел в начале восьмидесятых, когда два года подряд лучшим зарубежным фильмом на премии «Оскар» были признаны датские фильмы: «Пир Бабетты» и «Пелле-завоеватель».

Ну а в 1984 году в датском кинематографе появилась главная звезда — Ларс фон Триер. Вместе с некоторыми другими режиссерами страны в 1995 году он озвучил принципы так называемой «Догмы 95», которой противопоставлял процессу глобализации малобюджетное кино. Сегодня Триера знают по фильмам «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Доггвиль», «Меланхолия» — они стали визитной карточкой не только режиссера, но и датского кино. К слову, недавно вышел новый фильм Триера — «Нимфоманка», вызвавшая двоякую реакцию критиков.

Норвегия, Исландия, Финляндия

В Норвегию «главное из искусств» пришло только в 1907 году вместе с фильмом «Fiskerlivets farer» режиссера Julius Jaenzon. Здесь индустрия развивалась очень медленно – единственным значимым фильмом первой половины века стала картина «Соки земли» по одноименному роману Кнута Гамсуна.

В 1957 году фильм Скоуэна «Девять жизней» рассказал миру о норвежском кино – картину номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

И снова затишье. Интересны были совместные норвежско-советские фильмы: «Всего одна жизнь» (1968), «И на камнях растут деревья» (1985). Сегодня кинематограф страны мы скорее знаем по работам актрисы Лив Ульман.

История Финляндии трагична и тяжела, поэтому кино здесь очень долго практически не развивалось. Нормальное развитие индустрия обрела только во второй половине прошлого столетия, когда вышли фильмы «Неизвестный солдат» и «Снова мы встречаемся с семьей Суоминенов». Но и эти попытки не привели к каким-то заметным результатам.

В итоге, к сожалению, единственный значимый фильм финского производства — «Человек без прошлого» режиссера Аки Каурисмяки, который получил гран-при на Каннском кинофестивале в 2002-ом.

Исландскому кино не повезло иметь долгую историю. Из-за постоянных экономических и политических проблем кинематограф здесь до сих пор практически не развит, а все режиссеры и актеры предпочитают работать в Швеции или Дании. Однако  советуем посмотреть фильмы «Море» (2002) и  «Маленькая поездка в небо» (2005) режиссера Балтазара Кормакура.

Вот и краткий экскурс в кинематограф Северной Европы. При всем этом, стоит помнить, что все культурные процессы здесь крайне интегрированы между собой. В истории региона было создано много по-настоящему великих фильмов, но призываем вас смотреть современные работы скандинавских режиссеров – в них есть что-то неуловимое. Может быть, тонкое ощущение эмоций человека и его мечтаний, которое всегда было свойственно выходцам из этих холодных стран.

Комментариев нет

Технологии Blogger.